Екатерина Морозова
Время на чтение: 9 минут
А А
Проблема компьютерной зависимости у наших детей сегодня бьет все рекорды. Что подростки, что малыши – дети мгновенно погружаются в виртуальную реальность, вытесняющую обычную жизнь. Учитывая вред, который наносит «виртуал» и здоровью, и, особенно, психике ребенка, время использования ПК должно строго ограничиваться родителями. Подлежит контролю и информация, которую получает ребенок с экрана монитора. Как бороться с такой зависимостью у детей?
Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами
(без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях».
С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем. Теряется способность
размышлять, портится здоровье, портится характер.
Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?
Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.
Для «лечения» зависимости младшего школьника советы останутся те же.Правда, учитывая более старший возраст
, можно немного дополнить их несколькими рекомендациями:
И помните, что личный пример всегда и во всем эффективнее воспитательной беседы , крика и радикальных методов. Как бы вам не хотелось «посидеть в вк», «лайкнуть» новые фото подружки или скачать новенькую мелодраму, оставьте для себя компьютерные «сеансы» на поздний вечер, когда ребенок уже спит. Своим примером доказывайте , что жизнь прекрасна и без онлайна.
Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:
А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!
Хотят того мамы или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. И станут частью его жизни. И тут, со стороны родителей, важно успеть предпринять меры, чтобы необходимость в использовании цифровых технологий не переросла в зависимость.
Британские и польские ученые призывают контролировать время, которое ребенок проводит за общением с новыми технологиями, поскольку те негативно влияют на развитие социальных и физических навыков у детей, начиная с самого младшего возраста. , если возникла зависимость, - читайте дальше.
Мамам следует принять это во внимание, поскольку все более частым явлением становятся требующие терапии случаи компульсивного поведения, вызванного тем, что дети с рождения пользуются электронными устройствами и интернетом.
Кроме того, нередко стали появляться случаи развития зависимости от гаджетов.
Что касается злоупотребления смартфоном и социальными сетями, тут существует целый спектр причин.
Привычка погружаться в яркий калейдоскоп картинок в интернете и пассивно поглощать информацию на лентах новостей возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее. И тут важно вовремя обнаружить первые , чтобы успеть принять меры до того, как у ребенка появиться социофобия, или враждебность к окружающей реальности. А поверхностная подача информации отнимает способность к глубокому творческому размышлению.
Мамам нужно учесть, что тотальные запреты на игры и цифровой контент − бесполезны и не продуктивны, поэтому не стоит избирать подобный метод, чтобы побороть детскую зависимость от гаджетов.
Стоит отметить, что является своего рода критерием эффективности всех родительских усилий и если ребенку достаточно внимания и поддержки со стороны родителей, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством.
Речь пойдёт не только о планшетах. Компьютер, мобильный телефон и другие устройства, вошедшие в нашу жизнь, обладают над нами огромной властью. Сейчас сложно найти взрослого, абсолютно независимого от интернета и современных компьютерных технологий. Детская зависимость от гаджетов – явление ещё более распространённое. Сначала родители дают крохе дорогую игрушку, которая моментально завоёвывает детское внимание яркими, картинками, сменяющими друг друга от одного прикосновения к экрану. Но проходит время, и появляется тревога: без планшета или смартфона малыш капризничает, не слушается, отказывается играть с обычными игрушками. У взрослых детей ситуация усугубляется проблемами в учёбе, агрессивным поведением. Что делать? Как отвлечь ребёнка от мобильного телефона? Этот вопрос становится для молодых родителей настоящей проблемой.
Даже взрослые не могу устоять перед соблазном полистать страницы социальных сетей, поиграть в захватывающие компьютерные игры с интересным сюжетом, уносящие игрока далеко от реальности. Для маленького человечка с несформированной эмоционально-психологической организацией взаимодействие с гаджетами, интернетом приводит к серьёзным, часто губительным осложнениям:Вот и окончились мои свиданки-посиделки с внуком в скайпе. Это когда я была ну очень далеко, а с ним надо было сидеть – то ли заболел, то ли дочери куда-то надо срочно уйти. Да, и я с ним сидела. Бабушка в окошке такая себе. Но теперь я рядом! И все трое моих детей с радостью накинулись на такие шикарные возможности. И я не против им помочь – каждому по-своему.
Лучший друг - планшет?
Внук, с которым я в скайпе сидела, живет ближе всех. Потому иной раз забираю из школы. Сидеть с ним приходится долго – часов до десяти вечера. Ну и старалась с первого же раза подготовить ему целую программу. Скакала перед ним, как могла. Но потом поняла, что безнадежно неинтересна внуку. Он минут пять для приличия построил мне глазки, и свернул направо. К своему планшету.
На следующий день попыталась его чем-то заинтересовать мальчишеским. Про Великую Отечественную войну посмотрели фильм. Рассказала о подвиге Александра Матросова. Впечатлился. Но ненадолго. Потом я нова видела только спину внука или изредка возгласы недовольства - значит, проиграл.
Однажды его гаджет разрядился, и мы поставили его на зарядку (на полу). И что же? Мальчишка мой упал на колени, выгнул спинку, как котик, и продолжал свои занятия. Ни поесть, ни погулять ни пообщаться! Заглянула, что же он там делает. Вот примерно такие названия игр, как на фото...
Их много! Темы разные. Фото настолько восхитили, что я сама несколько раз смотрела, и не могла насмотреться. Понравился ли внуку этот живой, реальный, такой близкий и такой одновременно далекий мир? Не то слово! Ведь я ему не просто показывала всю эту снятую талантливейшим фотографом красоту, а и рассказывала – что там, да кто. В следующий раз отведу его на ту же галерею. Покажу, какими интересными могут быть фотоколлажи.
Реальный мир
Уверена, что такое времяпрепровождение для ребенка намного полезнее. Он и мир узнает, и общается с нами, взрослыми, и с компом меньше возится. Главное – живет в реальной а не придуманной (которая ему и снится уже) жизни. Есть и другой аспект - а вдруг мальчонка, посмотрев на это, возьмет да выберет себе профессию фотографа или биолога?
Я там в заглавии написала, что отвадила внука от компа. Нет, не совсем. Дома он еще воюет. А когда ко мне приходит, смотрим что-то с ним вместе. Сейчас он на каникулах, и мы часто ходим на разные детские площадки. Тут он новых друзей находит, прыгает, развивается. В одну игрушку для маленьких деток (волчок) играл с таким удовольствием, что я подумала - да, надо и такие вещи ему предлагать.
Между прочим, как-то были на площадке часа 3, и он ни разу не вспомнил о своем друге-убийце. Да, это я так называю гаджет любой… Если хоть раз оставить ребенка с ним наедине, и долго не обращать внимания на малыша, он будет пленен. Вниманием тех, кто на этом получает хорошие деньги...
Как вы отваживаете своих детей и внуков от вездесущих захватчиков-гаджетов?
Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,
И не просто с ними играют, а без всяких объяснений разблокируют их, запускают приложения. Здорово, что они растут такими смышлеными! Без знания языка новейших технологий дети не смогут успешно ориентироваться в современном мире. Но есть и обратная сторона. Психологи и педиатры предупреждают: чрезмерное увлечение гаджетами может иметь негативные последствия. Как же найти золотую середину между безопасностью и нормальным развитием?
Чтобы у ребенка , прежде всего необходимо правильно, учитывая его возраст, определить оптимально допустимое время, которое он может проводить с гаджетами.
■ До 3 лет: желательно полное отсутствие гаджетов в жизни детей. Правда, полностью оградить ребенка от планшета не всегда получается. Поэтому старайся ограничивать его 15 минутами, чтобы не нанести вреда здоровью. В этом возрасте для полноценного физического и психологического развития детям необходимо знакомиться с миром при помощи всего спектра ощущений - тактильного, слухового, визуального. «Экранная жизнь» малыша - лишь малая визуальная часть этого спектра, которая относится к пассивному времяпрепровождению. Чтобы ребенок гармонично развивался, а не привыкал сидеть с планшетом, больше с ним занимайся, делая упор на подвижные и познавательные игры. Читай ему книжки, рисуйте, лепите, гуляйте.
■ 3–6 лет: 30–45 минут в день. Как только ребенок знакомится с компьютерными играми, они захватывают его настолько, что другие виды деятельности становятся ему неинтересны. Погрузившись в яркий, доступный виртуальный мир, дети теряются в реальной жизни, уходя от общения и замыкаясь в себе. Однако полностью запрещать ребенку игры не стоит, ведь, оставшись наедине с планшетом, он будет стараться удовлетворить свой интерес бесконтрольно. Лучше установи малышу приложения и игры, предлагающие задания на , внимания, логики, обучающие чтению. Покажи, как ими пользоваться. Они помогут ему подготовиться к школе.
■ 7–11 лет: 45–60 минут в день. Доступ в Интернет и к компьютерным играм должен предоставляться по вашей договоренности и обязательно с функцией «родительский контроль» (в соцсети пускать его рано!). Объясни, что в Интернете помимо полезной информации есть много опасной, к которой надо относиться с большой осторожностью. Просматривай историю посещений браузера, чтобы знать, чем он занимается в Сети. Так ты сможешь не только контролировать качество получаемой им информации, но и лучше понять сферу его интересов.
■ Старше 12 лет: 1–1,5 часа в день. Подросткам необходимо быть в «теме», уметь ориентироваться в Интернете, общаться в соцсетях. Тинейджера уже сложно контролировать в Сети, и все же постоянно напоминай о безопасности, в том числе о том, какие фото и посты размещать нельзя и почему. Ненавязчиво расспрашивай его о виртуальной жизни, но не критикуй, а старайся направлять. Проси его помочь в поиске информации или разобраться в функциях гаджета. Это повысит его самооценку и укрепит ваши отношения.
■ Плюсы:
гаджеты развивают мелкую моторику, внимательность, усидчивость, логику, зрительное и слуховое восприятие информации.
■ Минусы:
ухудшают осанку, ослабляют иммунитет из-за недостатка физической нагрузки, вызывают проблемы с общением, способствуют стрессу и агрессии.
■ Не запрещай, а предлагай альтернативные варианты. Просто сказать малышу «Нет - и все!» или забрать планшет со словами «Лучше займись чем-то полезным» - прямой путь к истерике и ссоре. Интерес, который вызывают у ребенка гаджеты, окружающие его со всех сторон, не пройдет сам собой. Он будет только возрастать, подстегиваемый запретами. Поэтому старайся переключать внимание ребенка на что-то увлекательное - , игры, семейные прогулки, совместные дела по дому. Чем насыщеннее у него реальная жизнь, тем меньше его будет затягивать виртуальная.
■ Стимулируй познавательный голод ребенка. Не торопись давать маленькому почемучке готовые ответы, а помогай ему самому искать решение, размышляя и анализируя. В этом тебе пригодятся техники ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Они помогают ребенку учиться мыслить нестандартно, тренируя свой пытливый ум.
■ Помогай малышу постигать цифровые технологии. Будь для него проводником и посредником в освоении гаджетов и Интернета. Объясни, что это не только развлечение, но и кладезь знаний. Покажи, как искать что-то в Сети, на планшете разгадывать головоломки.
■ Больше общайтесь. Дети часто «уходят» в виртуальный мир из-за того, что родители уделяют им мало внимания. Не отдаляйся от ребенка, поддерживай всегда и во всем, даже в «виртуале».
■ Учитесь договариваться. Обсудите с ребенком (если ему больше 5 лет), в какое время и как именно он будет использовать гаджет: играть, смотреть мультики, готовиться к школе с помощью приложения.
■ Установи важные правила. Пользоваться гаджетами можно только сидя, держа экран на расстоянии 35–40 см от глаз. Через каждые 15 минут ребенок должен отрываться от монитора, делая перерывы. Но это не значит: отложить планшет - включить телевизор. Надо менять «род занятий»: сделать зарядку, вымыть посуду, выучить стих.
■ Подавай пример. Если родители сами находятся во власти экранов и не выпускают гаджеты из рук, вряд ли стоит ожидать другого поведения от ребенка. Устанавливая правила малышу, старайтесь и сами их соблюдать. Если ребенку нельзя есть, уткнувшись в планшет, то и для родителей это должно быть табу.
■ Заведи традицию: за обеденным столом собираются только члены семьи. Никаких «цифровых друзей»!